Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164876251
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 3168
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

ПЧЕЛЫ И МЕД  

Задание конкурса

Электронная почта для отправки материалов на конкурс  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.  

платежи Стоимость участия - 290 руб. 

Мед 1

Многие из вас, наверное, любят замечательный продукт пчеловодства – мед. Но не все знают,  что  уже первобытный человек умел добывать мед.  На наскальном рисунке,  которому около 10 тысяч лет,  изображен человек с корзиной в руке. Он по веревке забирается по дереву к дуплу с пчелами. Примерно 7 тыс. лет назад человек стал строить жилища для пчел. Сначала это были глиняные сосуды, а позже — плетеные ульи. Древние египтяне семью пчел сравнивали с государством, где королева - фараон со свитой наблюдает за сладкими приношениями пчел-рабов. Мед они употребляли не только в пищу, но вместе с воском использовали для мумифицирования своих правителей после смерти. Многие древние народы обожествляли пчел. Покровительницей пчел была  богиня Бенадида. На некоторых древнегреческих серебряных монетах  можно увидеть Зевса на троне, а рядом — пчелу на цветке. Древние народы употребляли мед в пищу как в чистом виде, так и в лепешках и напитках.  Врачи считали, что мед улучшает пищеварение, предохраняет организм от многих заболеваний. 

 Пчеловодством занимались древние египтяне, римляне, греки, славяне, индийцы и китайцы. Меду приписывали свойство сохранять молодость и бодрость. Древнегреческий математик Пифагор утверждал, что дожил до глубокой старости, потому что постоянно ел мед. А проживший на свете более ста лет Демокрит советовал для сохранения здоровья "внутренности орошать медом, а наружности маслом". 

 Примерно то же рекомендовал и выдающийся врач-естествоиспытатель и поэт Ибн-Сина (Авиценна). Он утверждал: "Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед". Особенно это относилось к людям старше 45 лет. 

 Сейчас  пасечники содержат пчел  в деревянных домиках - ульях. Но не всегда так было. Сами пчелы селились в дуплах деревьев (бортах), поэтому на Руси собирателей меда в лесах называли бортниками.П. И. Прокопович в 1814 г. изобрел знакомые нам  ульи  со съемными рамками.  Это дало человеку возможность «заглянуть» в тайны пчелиной семьи, выкачивать мед, сохраняя жизнь пчел, подкармливать, лечить их и т. д. Недаром П. И. Прокоповича называют основоположником рационального пчеловодства в России.

В  каждом улье живет одна  семья пчел. В ней может быть до 60-80 тысяч пчел. Большинство их них  самки – рабочие пчелы, которые не могут размножаться. Трутни – это самцы,  они нужны  только для размножения. Главная в семье – матка, только она может размножаться. Всю работу в улье  выполняют рабочие пчелы, в том числе и сбор нектара и пыльцы.

 Чтобы собрать 1 кг меда, пчелы  должны посетить 10 миллионов цветков медоносных растений. За весь рабочий день пчела делает 10 - 12 вылетов и может принести не более 0,5 грамм нектара. Взрослая пчела занимается сбором нектара лишь 18 - 28 дней, поэтому за свою 40-дневную жизнь она может  принести в улей 6 - 8 грамм нектара,  а из него получится только 3 - 4 грамма меда. Подсчитано, что если растения находятся на расстоянии 1,5 - 2 км от улья, то для сбора 1 кг меда пчелам придется налетать около 450 тыс. км, т.е. покрыть расстояние в 10 - 11 раз превышающее окружность земного шара по экватору.

Нектар  из цветков  пчелы пропускают через слюнные железы и добавляют ферменты, микроэлементы, аминокислоты и получается мед. Пчелы  самые главные опылители диких и культурных цветковых растений и этим они  приносят сельскому хозяйству в 12 - 15 раз больше дохода, чем оно получает от продажи меда и воска.

А теперь проведем интересные опыты, чтобы определить качество меда. Для этого надо будет купить  3-4 образца меда. Очень хорошо, если можно получить мед прямо от пасечника.

 Опыт 1. Способы определения незрелого мёда

Мед, который сделали пчёлы, они запечатывают в сотах восковыми крышечками. Но делают они это не сразу, а дают лишней влаге испариться. При этом пчелы добавляют в мед особые вещества, которые, убивают микробов. Поэтому мед долго не портится, в нем даже могут сохраняться другие продукты. Но недобросовестные пчеловоды забирают мед из улья слишком рано. Невызревший мёд содержит много влаги. Такой мёд долго не хранится, быстро начинает бродить и меняет свои вкусовые и целебные качества. Главное, что указывает на незрелость мёда – переизбыток воды в продукте.
Тест на смачивание бумаги. Капни немного мёда на второсортную бумагу, например, на газету. Если капля начала растекаться, а бумага вокруг неё намокла, то это указывает на излишнее содержание в мёде воды. Настоящий мёд не намочит газету, а капля будет упругой.
По поглощению воды. Если в мёд опустить кусок мягкого хлеба, то он не намокнет, даже может стать более твёрдым, потому что мёд хорошо поглощает влагу. Если хлеб намок, значит, продукт испорчен. 

Опыт 2. Определение посторонних примесей в меде.

Иногда недобросовестные пчеловоды добавляют в мед различные посторонние вещества. Определение меловой добавки. Наличие мела можно обнаружить с помощью кислоты, например, уксусной. При взаимодействии мела с уксусной кислотой происходит химическая реакция. При этом интенсивно выделяется углекислый газ, можно увидеть пузырьки. А иногда даже услышать шипение. Для опыта лучше брать уксусную эссенцию, а не разбавленную водой кислоту. Реакция может быть незаметной, если мела слишком мало или кислота не попала на него.
Определение крахмальной добавки. Выявить добавление крахмала можно, если капнуть в мёд немного йода. При взаимодействии йода с крахмалом происходит химическая реакция и появляется синяя окраска. Чем цвет более интенсивный, тем больше крахмала содержится в продукте. В натуральном мёде крахмала не бывает, и цвет йода не изменится. Для надёжности лучше развести немного мёда с водой в соотношении 1/2. и капнуть немного йода. Если в мёде вместо крахмала была мука, то результат будет точно такой же.
Определение крахмальной патоки. Выявляется при её взаимодействии с нашатырным спиртом. Он вступает в реакцию с серной кислотой, которая используется при производстве патоки и в очень небольших количествах остаётся в нем. Нашатырный спирт каплями добавляют в водный 50% раствор мёда(1 часть меда и 1 часть воды). Если раствор меняет цвет на бурый и выпадает осадок такого же цвета, то мёд был «сдобрен» патокой.  

Данные своих опытов занеси в таблицу. Укажи производителя меда и из каких растений он сделан ( если это есть на этикетке).

Определение качества меда 

  Образец №1 Образец №2 Образец №3
Цвет меда      
Жидкий или закристаллизовался      
В каком географическом районе был сделан мед      
Тест на смачивание бумаги      
Тест на поглощение воды      
Определение меловой добавки      
Определение крахмальной добавки      
Определение крахмальной патоки      

 Предлагаем желающим провести исследовательскую работу. 

Очень интересно изучать мед при помощи микроскопа. В нем можно обнаружить пыльцу растений, с которых пчелы собирали нектар. Зерна пыльцы имеют самую разнообразную форму: круглую, овальную, треугольную, многоугольную в зависимости от вида медоноса. Поверхность их может быть гладкой, пористой, покрытой шипами, бороздками.
С помощью специального атласа пыльцы можно точно определить растения, из нектара которых был сделан данный мед. Поэтому, если у тебя есть возможность поработать с микроскопом, то можно провести эти интересные опыты.
Для микроскопического исследования на наличие пыльцы каплю меда из придонной части емкости надо поместить на предметное стекло, распределить равномерно покачиванием до диаметра 10-15 мм, накрыть покровным стеклом и рассматривать при малом увеличении микроскопа. Закристаллизованный мед предварительно для разжижения надо подогреть до 50-60°С. Если ты увидишь зерна пыльцы, то зарисуй их или попробуй сфотографировать.
Если не получится найти пыльцу в образцах меда, не огорчайтесь. В таком случае стряхните пыльцу с цветков нескольких разных растений, поместите ее в каплю воды на предметном стекле и посмотрите под микроскопом. Зарисуйте зерна пыльцы, указав, каким растениям они принадлежат.

 Вопросы конкурса  

1. С чем сравнивали семью пчел древние египтяне?
Как раньше называлось собирание меда в России?
Кто впервые изобрел улей с рамочными сотами?

2. Будем считать, что рабочая пчела вылетает за нектаром 20 дней из всей своей жизни. Каждый день она приносит в улей 0,5 г нектара. Из такого количества нектара получается 0,2 г меда. Сколько пчел должны работать, чтобы за 10 дней сделать 1 кг меда?

3. Какие обязанности выполняют рабочие пчелы в ходе своей жизни?

4. Пчелы строят шестигранные соты из воска. Установлено, что это идеальная конструкция с точки зрения математики. Но таких конструкций много и в технике. Приведите примеры сотовых конструкций, которые применяются человеком в различных областях жизни.

5. На рисунке показано, как видят одно и то же человек (а) и пчела ( б). Как вы думаете, чем отличаются глаза пчел от глаза человека?

 Мед 2

 6. Как пчела, обнаружившая медоносные растения, объясняет всем пчелам в улье, куда надо лететь за нектаром?

7. Узнай, какие основные медоносные растения характерны для вашей местности. В ответе приведи 5 названий таких растений и их фотографии.

8. Пчелы делают не только мед, но и много других полезных для человека продуктов. Найди информацию о таких продуктах и заполни таблицу.

Название продукта Из чего и как его делают пчелы Для чего использует человек
Мед    
Маточное молочко    
Перга    
Прополис    
Воск    
Пчелиный яд    

 9. На гербах некоторых городов  нарисованы пчелы. Назови несколько таких  городов и напиши, что означает  такая символика.

10. Приведи примеры пословиц о меде и объясни их смысл.

Ответы на 10 теоретических вопросов конкурса надо занести в таблицу. Ответы должны быть содержательными, но краткими (несколько фраз).

Таблица вопросов и ответов

 

1.

С чем сравнивали семью пчел древние египтяне?
Как раньше называлось собирание меда в России?
Кто впервые изобрел улей с рамочными сотами?

2. Будем считать, что  рабочая пчела    вылетает за нектаром 20 дней из всей своей жизни.  Каждый день она приносит в улей 0,5 г нектара. Из такого количества нектара получается 0,2 г меда. Сколько пчел должны работать, чтобы за 10 дней сделать 1 кг меда?
3.  Какие обязанности выполняют рабочие пчелы в ходе своей жизни?
4. Пчелы строят шестигранные соты из воска. Установлено, что это идеальная конструкция с точки зрения математики. Но таких конструкций много и в технике. Приведите примеры сотовых конструкций, которые применяются человеком в различных областях жизни.
5. На рисунке показано, как видят одно и то же человек (а) и пчела ( б). Как вы думаете, чем отличаются глаза пчел от глаза человека?
6. Как пчела, обнаружившая медоносные растения,  объясняет всем пчелам в улье, куда надо лететь за нектаром?
7. Узнай, какие основные медоносные растения характерны для вашей местности. В ответе приведи 5 названий таких растений и их фотографии.
8. Пчелы делают не только мед, но и много других полезных для человека продуктов. Найди информацию о таких продуктах и заполни таблицу.
9. На гербах некоторых городов  нарисованы пчелы. Назови несколько таких  городов и напиши, что означает  такая символика.
10. Приведи примеры пословиц о меде и объясни их смысл.

В файле, который надо будет выслать после выполнения заданий, должны быть: таблица ответов, описание опытов и исследовательской работы ( если выполняли) и несколько фотографий проведения экспериментов.

Пожалуйста, напиши отзыв о конкурсе. Какие задания для тебя были самыми легкими, самыми трудными, наиболее интересными? О чем бы ты хотел узнать в следующих конкурсах?  

условия-участия

Условия участия

регистр-форма

платежи

Платежные документы