Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru
 

Статистика

Просмотрено статей : 164883073
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 3004
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.  

Задание конкурса

Электронная почта для отправки материалов на конкурс  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.  

платежи Стоимость участия - 290 руб. 

Дыхание – это основа жизни любого организма. В ходе дыхательных процессов кислород поступает ко всем клеткам тела и используется для энергетического обмена – расщепления пищевых веществ и синтеза АТФ. Сам процесс дыхания состоит из трех этапов :  1 -внешнее дыхание (  вдох и выдох), 2 -газообмен между альвеолами легких и  эритроцитами,  транспорт кислород а и углекислого газа  кровью, 3- клеточное дыхание – синтез АТФ при участии кислорода в митохондриях.

Дыхательные пути ( носовая полость, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы) служат для проведения воздуха, а газообмен происходит между клетками легких и капиллярами и между капиллярами и тканями организма.

                            image012                        image013

Вдох и выдох происходят за счет сокращений дыхательной мускулатуры – межреберных мышц и диафрагмы. Если при дыхании преобладает работа межреберных мышц, то такое дыхание называется грудным, а если диафрагмы – то брюшным.

image014

Регулирует дыхательные движения дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. Его нейроны реагируют на импульсы, приходящие от мышц и легких, а  также на повышение концентрации углекислого газа в крови.

Существуют различные показатели, с помощью которых можно оценить состояние дыхательной системы и ее функциональные резервы.

Предлагаем вам определить эти показатели у себя, а если будут желание  и время, то у разных групп учащихся. На основе такого исследования можно выполнить научную работу  и выступить с ней на конференции.

А теперь проведем интересные опыты. Каждый сможет выяснить, насколько хорошо работает его дыхательная система.

Опыт 1. Все знают, что в выдыхаемом воздухе намного больше углекислого газа,   чем во вдыхаемом. Убедимся в этом с помощью эксперимента.

В две пробирки налейте одинаковое количество известковой воды. Возьмите резиновую грушу и стеклянную пипетку. В груше находится воздух, который мы вдыхаем. Выжмите этот воздух из груши в одну из пробирок. Верхний конец пипетки (разумеется, чистый) аккуратно возьмите в рот,  нижний конец  пипетки опустите во в вторую пробирку и выдуйте в нее выдыхаемый воздух. Сравните и объясните результаты.

Опыт 2.  Рассчитайте должную жизненную емкость ваших  легких  по формуле:

Для юношей ЖЕЛ = [ рост (см) × 0,052]  -  [возраст (лет)  ×  0,022]   - 4,2

Для девушек  ЖЕЛ = [рост (см)  ×0,041]  -   [возраст (лет) × 0,018 ]   - 3,7

Если у вас будет доступ к медицинскому спирометру, то вы сможете определить истинную величину ЖЕЛ и сравнить ее с должной. Кстати, простой спирометр можно сделать самому из пластиковых бутылок. Это можно найти в интернете. Тогда вы сможете определять ЖЕЛ у всех учеников вашей школы.

Опыт 3. Определение частоты дыхания в спокойном состоянии.

Частота дыхания – это количество вдохов за 1 минуту. В спокойном состоянии, стоя,   определите  у себя частоту дыхания. Сделайте это 2-3 раза и определите  значение средней  арифметической.

Опыт 4. Определение частоты дыхания после физической нагрузки.

Сделайте 30 приседаний за 30 секунд. Определите частоту дыхания после нагрузки. Чем лучше тренированность, тем меньше будут различия этих показателей.

Опыт 5.  Время задержки дыхания на вдохе  - проба Штанге.    

Проба Штанге:   выполняется следующим образом: обследуемый в положении стоя делает вдох, затем глубокий выдох и вновь вдох, составляющий 80 - 90 процентов от максимального.  Отмечается время задержки дыхания в секундах. При обследовании детей проба проводится после трех глубоких вдохов.

Опыт 6. Время задержки дыхания на выдохе – проба Генчи.

Проба Генчи: после обычного выдоха исследуемый  человек задерживает дыхание. Время задержки определяется в секундах.

Сравните ваши показатели с нормами, приведенными в таблице. Что вы можете сказать о функциональных резервах вашей дыхательной системы?

Внимание!

Между пробой Штанге и Генчи у каждого человека должно пройти 6-7 минут.

Поэтому, если вы будете обследовать группы, то сначала надо у всех по очереди определить время пробы Штанге, а затем в том же порядке – пробы Генчи.

Исследовательская работа.

Те показатели, которые вы определяли у себя (или членов семьи), можно изучить у различных групп подростков. В этом случае вы проведете настоящее научное исследование и, несомненно, получите интересные и полезные результаты.

Для исследования вам надо будет сформировать две группы с примерно равным  количеством учеников в каждой (не менее 15 человек). Во всех случаях, кроме сравнения старших и младших школьников, испытуемые должны быть одного возраста.

Возможные группы:

Мальчики – девочки

Младшие школьники – старшие

Занимающиеся спортом – не занимающиеся

Курящие – некурящие

Измерения каждого показателя  для каждого испытуемого надо проводить не менее двух раз и рассчитывать среднее арифметическое  значение.

Результаты надо представить в виде двух таблиц и проанализировать полученные результаты.  (Фамилии и имена полностью называть нельзя, таковы правила науки, только инициалы).

Таблица 1. Индивидуальные значения показателей.

Ф.И. ученика Пол Частота дыхания в покое    
Частота дыхания после нагрузки Проба Штанге Проба генчи
           
           

Таблица 2. Средние значения показателей в исследованных группах.

Группа Частота дыхания в покое Частота дыхания после нагрузки Проба Штанге Проба Генчи
Курящие ученики        
Некурящие ученики        

 Значения нормальных показателей проб Штанге (1)  и Генчи ( 2 ) в секундах у подростков.

  Возраст, лет   Мальчики        Девочки     
 1  2  1  2
 5  24 12  22 12
 6  30  14  26  14
 7  36  14  30  15
 8  40  18  36  17
 9  44  19  40  18
 10  50  22  50  21
 11  51  24  44  20
 12  60  22  48  22
 13  61  24  50  19
 14  64  25  54  24
 15  68  27  60  26
 16  71  29  64  28

Вопросы  конкурса.

1. У насморка могут быть совершенно разные причины. А какие именно?
2. Почему в трахее хрящевые кольца не смыкаются полностью, как например, в бронхах?
3. ЖЕЛ – жизненная емкость легких у обычных людей 3-4 л, у спортсменов, конечно, больше. Занятия какими видами спорта приводят к максимальному увеличению ЖЕЛ?
4. Почему у женщин обычно доминирует грудное дыхание, а у мужчин – брюшное?
5. Почему легкие так называются?
6. Почему говорят, что жизнь человека начинается с первого крика?
7. Если нарушить целостность герметичной плевральной полости, то легкое спадается и не может участвовать в дыхании. Такое явление называется пневмоторакс и это весьма опасная травма. А в каких случаях и для чего в плевральную полость (разумеется только левую или правую) вводят воздух и вызывают искусственный пневмоторакс?
8. Только в середине 20 века стало понятно, почему многие недоношенные дети умирали, потому что у них не начиналось самостоятельное дыхание. В чем заключается эта причина?
9. Объясните смысл пословицы «Когда я ем, я глух и нем».
10.Какая особенность дыхания описана в стихотворении Б.Заходера « В больнице»?

-Больной,  дышите! Не дышите!
- Ах, милый доктор, не смешите!
Вы думаете, Вам решать –
Дышать мне или не дышать? 

Ответы на 10 теоретических вопросов конкурса надо занести в таблицу.

Ответы должны быть содержательными, но краткими ( несколько фраз).  После таблицы в файле  должны быть описания экспериментов, их объяснения и несколько фотографий, а также описание и результаты исследовательской работы, если вы ее выполняли.

Таблица для ответов.

1                                      
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  

 Напишите  отзыв о конкурсе. Укажите, какие задания оказались самыми легкими, трудными, наиболее интересными.